Alexey Pchenkin предлагает Вам запомнить сайт «saratov-room»
Вы хотите запомнить сайт «saratov-room»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Психологический анализ литературного творчества

развернуть

Психологический анализ литературного творчества

Сегодня клинический психолог и когнитивист Наиля Ерусланова расскажет вам о том, как можно определить черты и состояние личности, или даже предположить какое-то расстройство у автора по литературному творчеству.

По литературному творчеству диагноз никогда не ставится. Особенности творческого подхода могут лишь указывать на наличие тех или иных черт у автора или же на то состояние, в котором он пребывал на момент написания текста. Например, некоторые наркотические препараты могут вызывать шизофреноподобное состояние, и человек мог написать в таком состоянии что-то, что походило бы на синдромы, характерные для шизофрении.

Если вы хотите составить наиболее полную картину об авторе, то анализом одной его работы не обойтись опять же из-за того, что в момент написания этой одной работы он мог испытывать те чувства, которые редко в жизни испытывает (если эта работа, конечно, не такая огромная, как «Война и Мир» у Толстого)

При анализе текста следует обращать наибольшее внимание на те или иные закономерности, которые предоставляет нам автор. Особенно, если эти закономерности проявляется во множестве работ. Любая закономерность, любая повторяемость чего-то – это диагностический признак, который наверняка будет характерен для личности автора. Например, тот же Лев Толстой во многих своих работах описывает гомосексуальные переживания у своих героев. Далее, вы можете и в его автобиографии увидеть те же гомосексуальные переживания, которые он описывает у себя. То есть, мы видим через литературное творчество некую закономерность, которая указывает на гомосексуальные наклонности у автора. Это явный пример. Как же проводить сам анализ?

Анализ текста идет от общего к частному, и от формы к содержанию. Поэтому будет лучше, если анализируемый текст будет прочитан несколько раз.

Далее, после первого прочтения целиком всего текста исследователь составляет первое впечатление о нём, основанное на целостном его восприятии, выявляет и фиксирует его обобщенные характеристики (выразительность, открытость, фон настроения, интонационно-стилевые характеристики). Какое впечатление от текста у вас осталось – было ли вам приятно, страшно ли при прочтении текста? Что привлекло ваше внимание в первую очередь в работе? Что вас впечатлило? Вот эти моменты могут характеризовать автора.

По ходу следующих прочтений выявляется преобладающая тематика текста, лексические особенности и закономерности.

Затем исследователь обращается к анализу содержательных особенностей текста, фиксируя отдельные рубрики, смыслы текста. И уже на основе всего делается вывод. В тексте анализируются как содержательные, так и формально-стилевые аспекты. Что такое содержательные особенности? Это то, что хочет сообщить автор в своей работе? Какой смысл автор вкладывает в работу? Какие убеждения в тексте преобладают? То есть, вы ставите себя на место автора и пытаетесь путем анализа, даже путем эмпатии его понять. Может быть, он представил себя в лице какого-то героя в работе? Так писатели делают часто. Тогда вы анализируете, что это за герой, каковы его убеждения, интересы, поведение, как складываются его отношения с обществом и т.д. Но не всегда писатели ассоциируют себя со своими героями или не всегда понятно, с каким именно он героем себя ассоциирует – в таком случае анализируются в целом преобладающие убеждения в тексте, идеи, на каких социальных отношениях наибольший акцент сделан. Тогда это в той или иной степени характеризует автора.

Далее в работе может освещаться какая-то центральная проблема – это может быть метафора на какие-то политические проблемы, это могут быть эмоционально-значимые проблемы. Есть ли, опять же, какие-то закономерности в содержании работы? Проанализировав эту центральную проблему, закономерности, вы можете делать какие-то предположения о базовых убеждениях автора, о его личных проблемах, о том, что он переживает. Как анализировать формально-стилевые особенности текста?

1. От какого лица написан текст — от первого или от третьего?

Повествование от первого лица создает близкую к истине картину о душевных переживаниях автора, потому что человек говорит о себе. То есть когда автор пишет от первого лица о каких-то идеях, характере – это описываемое будет с наибольшей вероятностью относиться к самому автору, к его истинным душевным переживаниям. Это с наибольшей вероятностью будет говорить о том, что у автора либо есть описываемые черты и переживания; либо автор видит себя таким, каков его герой; либо он желает обладать описываемыми характеристиками; либо он хочет пережить то, что переживает его герой с наибольшей вероятностью.

Если повествование ведется от третьего лица, то в таком случае куда сложнее анализировать личность автора. Когда автор пишет в третьем лице, то он ставит себя в позицию наблюдающего со стороны – в этом случае истинное мироощущение автора куда сложнее отследить. Ведь наблюдая со стороны, ему гораздо проще описывать совершенно чуждые, крайне неприятные ему явления, чем, если бы он писал от первого лица. Это нужно учитывать. Так же, когда автор пишет от третьего лица, то это может быть проявлением механизма психологической защиты. То, есть у автора могут быть какие-то травматические переживания, и ему настолько тяжело писать о них в первом лице, что он отделяет эти переживания от своей личности и анализирует, описывает их со стороны. И третий момент: эмоционально, морально написание текста в третьем лице позволяет написать о переживаниях, о склонностях куда больше – у автора нет никаких границ (можно, например, написать о совершенно социально-неприемлемых вещах). В общем, способ написания текста в третьем лице предохраняет автора от переживания эмоционального напряжения.

2. С какой интонацией текст написан? Может быть, в нем прослеживается воинственный оттенок или гневный – таково состояние автора или его отношение к описываемой проблеме.

3. Каков эмоциональный фон текста? Такой эмоциональный фон у автора преобладал в момент написания работы.

4. На сколько, выразителен текст (написан ли он сухо или же он чрезвычайно эмоционален)? Это тоже будет характеризовать автора либо как чрезвычайно эмоционального, либо как, напротив, несколько черствого и т.д.

Опять же, обращайте внимание на закономерности в формально-стилевых особенностях текста – это тоже может быть проявлением личности автора.

Например, при обсессивно-компульсивном расстройстве или при склонности к таковому у автора в тексте могут прослеживаться неоднократное повторение каких-то явлений, событий – часто связанных с какими-то страданиями, но не обязательно именно со страданиями. Просто что-то похожее постоянно повторяется и повторяется. В целом, особенно, что касается содержательной стороны текста, то, очень много информации об авторе лежит практически на поверхности.

Однако, как вы поняли из моего примера, есть так называемые маркеры, которые характерны для людей с теми или иными психологическими чертами или психологическими отклонениями. Их очень много. Так при шизоидных чертах в тексте могут иметь место логические противоречия, логически неоправданные скачки. Иногда необычные формулировки, непривычные метафоры (непонятные), причудливость, вычурность стиля, неологизмы. Отличный пример – это работы Даниила Хармса. А вот, например, так выглядит работа, написанная мужчиной с диагнозом параноидная шизофрения (в ней вы и увидите маркеры, характерные для подобного – шизофренического мышления).

Опять же, стоит учитывать, что кто-то просто может пытаться копировать подобный стиль, и чтобы отделить истинные черты от попытки копировать кого-то, надо проанализировать ни одну работу автора. И, кстати, шизоидные черты – это не обязательно шизофрения.

Далее, при демонстративных чертах работы чрезвычайно эмоционально-насыщенные – буквально делается акцент на эмоциях, это лексическая необычность, бравада, эпатаж, какие-то литературно-поэтические отсылки. Прослеживается некое стремление – привлечь внимание, удивить.

Паранойяльные авторы могут уподоблять себя правильным героям в своих работах. Могут прослеживаться какие-то паранойяльные идеи в текстах – идеи заговора, идеи «большого пути», великой миссии. Часто декларация своего сверхпозитивного, альтруистического отношения к другим с намеками на незаслуженность ими такого к себе отношения. Самобичевание, самооправдание героев прослеживается при тревожных расстройствах. Преобладание нецензурных выражений, грубость, независимость проявляются при агрессивных чертах личности.

На самом деле черт личности, психических расстройств очень много. И, опять же, нельзя говорить об авторе – о том, что он обладает крайне агрессивным нравом, если вы обнаружили эти маркеры в одной его работе или в одной главе его работы – надо всё анализировать в целом и обращать внимание на закономерности.

Текст: Нелли Фрейд

YouTube-канал

Психологический анализ литературного творчества

Психологический анализ литературного творчества

Психологический анализ литературного творчества

 


Источник →

Ключевые слова: Общество
Опубликовано 12.02.2019 в 09:47
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать